Абай Кунанбаев

9 Мар
2013

Великий казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

«Слова назидания» или «Книга слов» (каз. ара сз, букв.: чёрное слово, проза) —

Лирический философский трактат великого казахского акына-просветителя Абая Кунанбаева, состоящий из 45 кратких притч. В этой прозаической поэме поднимаются проблемы национального воспитания и мировоззрения, морали и права, истории казахов.

 

В «Трамвае» публикуется впервые, по принципу псевдоматематематической выборки

 

 

 

 

Абай нанбайлы

ара сздер

Абай Кунанбаев

Книга слов

перевод с казахского К. Серикбаевой

Слово Первое

Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.

Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани, Аллах, от непосильного бремени.

Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.

Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.

А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!

Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю, как и чему учить. Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения.

Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям — останутся при мне. И нет у меня теперь иных забот.

1890

БІРІНШІ СЗ

Бл жаса келгенше жасы ткіздік пе, жаман ткіздік пе, йтеуір бірталай мірімізді ткіздік: алысты, жлысты, айтысты, тартысты – урешілікті кре-кре келдік. Енді жер ортасы жаса келдік: ажыды, жалыты; ылып жрген ісімізді баянсызын, байлаусызын крдік, брі оршылы екенін білдік. Ал, енді алан мірімізді айтіп, не ылып ткіземіз? Соны таба алмай зім де айранмын.

Ел бау? Жо, елге баым жо. Баусыз дертке шырайын деген кісі бапаса, не албыртан, кілі басылмаан жастар баамын демесе, бізді дай сатасын!

Мал бау? Жо, баа алмаймын. Балалар здеріне керегінше здері баар. Енді артайанда ызыын зі тгел кре алмайтын, ры, залым, тілемсектерді азыын баып беремін деп, алан аз ана мірімді ор ылар жайым жо.

ылым бау? Жо, ылым баара да ылым сзін сйлесер адам жо. Білгеніді кімге йретерсі, білмегеніді кімнен срарсы? Елсіз-кнсізде кездемені жайып салып, олына кезін алып отыранны не пайдасы бар? Мдасып шер таратысар кісі болмаан со, ылым зі – бір тез артайтатын кйік.

Софылы ылып, дін бау? Жо, ол да болмайды, оан да тынышты керек. Не кілде, не крген кніде бір тынышты жо, осы елге, осы жерде не ылан софылы?

Балаларды бау? Жо, баа алмаймын. Баар едім, алайша бауды мнісін де білмеймін, не болсын деп баам, ай елге осайын, ай харекетке осайын? Балаларымны зіне ілгері міріні, біліміні пайдасын тыныштыпенен керерлік орын тапаным жо, айда бар, не ыл дерімді біле алмай отырмын, не бол деп баам? Оны да ермек ыла алмадым.

Аыры ойладым: осы ойыма келген нрселерді ааза жаза берейін, а ааз бен ара сияны ермек ылайын, кімде-кім ішінен керекті сз тапса, жазып алсын, я оысын, керегі жо десе, з сзім зімдікі дедім де, аыры осыан байладым, енді мнан баса ешбір жмысым жо.

1890

 

Слово Двадцать Четвертое

Говорят, нынче на земле живет более двух миллиардов человек. Из них нас, казахов, более двух миллионов.

Казахи отличаются  от всех других  народов своим стремлением к богатству,  поисках знаний, постижением искусства,  проявлением чувства доброжелательности, силы, хвастовства или враждебности.

Мы враждуем, разоряем друг друга, следим друг за другом, не давая ближнему своему и глазом моргнуть.

Есть на свете города с численностью жителей более трех миллионов. Есть на свете люди, которые трижды обошли шар земной.

Неужели нам так и жить, подстерегая друг друга, оставаясь ничтожнейшими из всех народов на земле? Или все-таки наступят светлые дни, когда люди забудут воровство, обман, злословие, вражду и устремятся к знаниям, обучатся ремеслу, начнут добывать богатства честным, достойным путем.

Вряд ли наступят такие дни. Сейчас на каждые сто голов скота зарятся двести человек. Разве они утихомирятся, пока не уничтожат друг друга?

1894

ЖИЫРМА ТРТІНШІ СЗ

Жер жзінде екі мы миллионнан кп арты адам бар, екі миллиондай аза бар. Бізді азаты достыы, дшпандыы, матаны, мытылыы, мал іздеуі, нер іздеуі, жрт тануы ешбір халыа самайды. Бірімізді біріміз адып, жаулап, рлап, кірпік атырмай отыранымыз. ш миллионнан халы арты дниеде бір ала да бар, дниені бас-аяын ш айналып крген кісі толып жатыр. стіп, жер жзіндегі жртты оры болып, бірімізді біріміз адып теміз бе? Жо, аза ортасында да рлы, тірік, сек, асты алып, нерді, малды тзден, бтен жатан тзу жолмен іздеп, рістерлік кн болар ма екен? й, не болсын!.. Жз араа екі жз кісі сын адап жр ой, бірін-бірі ртпай, рымай тыныш таба ма?

1894

Слово Сорок Второе

Одна из причин пристрастия человека к порочному — безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь? Ездит из аула в аул на выпрошенной у кого-то лошади, живет на дармовщину, разносит сплетни и слухи, хитростью и коварством подстрекает других или сам идет на поводу у подстрекателей, скитаясь без дела и без пользы. Тот, кто стремится к благополучию, кто привык жить своим трудом, сочтет такую жизнь унизительной. Разве он оставит свое дело, чтобы бродяжничать бесцельно?

Тот, у кого заводится хоть мало-мальский скот, не довольствуясь этим, не бережет то, что имеет, а отправляется на поиски радостей, оставив пастухам и детям заботу о стаде, которое становится добычей воров, хищников, гибнет в непогодь. Он стерпит эту утрату, но будет не в силах отказываться от участия в тайных заговорах, сплетнях, мелких дрязгах. Желая обрести значимость и вес в обществе, он считает обязательным для себя быть причастным к мерзким и злым козням, грязным нашептываниям, ничтожному пакостничеству. Достигшие кое-какого достатка, бросают свое добро на попечение других – ты, мол, присмотри, пригляди, сами же предаются суесловию, дармоедству, праздному шатанию.

Нынче люди не дорожат высоким умом, всеобщим уважением или богатством; умение писать жалобы, умение ловко обвести кого-то вокруг пальца — вот что в почете. Кому удастся это, будь он беден и сир, ему всюду уготовано почетное место, жирный кус мяса и упитанный конь. Такому мошеннику легко улестить простоватого бая, заявив лицемерно: «Вы только велите, ради вас я хоть в огонь готов пойти». И этого достаточно, чтобы, не ударив палец о палец, быть сытым, одетым, ездить на хорошем коне и пользоваться всеобщим уважением.

Бай не думает об утерянном покое, не считает своих расходов. Прежде чем говорить с кем-то, он будет держать совет с проходимцем, который стелется перед ним мелкой иноходью, страшась потерять доверие бая, тревожась, как бы не завелись у владыки другие советчики. «Аллах с вами, — говорит он угодливо, — неужто вы сами не додумались до такой простой вещи?». И начнет подсказывать хитрости одну гнуснее другой, внушает баю подозрительность к другим. В конце концов бай теряет доверие к себе окружающих. Если умный человек не соглашается с баем и отворачивается от него, прохвост тут как тут: «Вот видите? Не я ли говорил вам, что это его козни?». И вовсе подчинит своей воле наивного бая.

Вот на что теперешние люди тратят свой ум и желания.

Вот чем они живут.

1898

ЫРЫ ЕКІНШІ СЗ

азаты жаманшылыа йір бола беретыныны бір себебі – жмысыны жотыы. Егер егін салса, я саудаа салынса, олы тиер ме еді? Ол ауылдан бл ауыла, біреуден бір жылыны майын срап мініп, тама асырап, болмаса сз адып, улы, смдыпенен адам аздырма шін, яки азырушыларды кеесіне кірмек шін, пайдасыз, жмыссыз аырып жруге мар. Дниелік керек болса, адал ебекке салынып алан кісі ондай жрісті иттей орлы крмей ме? зіні ксібін тастап, кезегендікке салына ма? Малдылар малын кей малшылара, бала-шааа тапсырып, олдаы дай берген азды-кпті дулеті ызысыз крініп, оны ры-бріге жем болып, ара-жара шырауына шыдайды. Пыш-пыш кеестен алып, бір ауыла барып, улы, смды жасап жріп, тегін тама жеп, ыржыдасуды ысыратуа шыдамайды. Не шін десе, халыа дет жол болан со, шаруаа пысы, мал бауа, мал табуа пысы ол нерлі кісіге осылмайды, я зі пле шыаруа пысы, я сондайларды сзін «естігенім», «білгенім» деп елге жайып жріп, ырбадауа пысы нерлілерге осыландай крінеді.

Сол шін осы кнгі азаты іске жараймын дегені зіні азды-кптісін біреуге оса салып, «кре жр, кздей жр» деп басын босатып алып, сз адып, тама адып, ел кезуге салынады.

Бл кндегіге байлы та матан емес, аыл, абйыр да матан емес, арыз бере білу, алдай білу – матан. Бл екеуі олынан келген кісі салт атты, сабау амшылы кедей де болса, аз да болса орны трде, майлы ата, майлы етке олы жетеді. Желкпелеу, матанша байларды: «сіз айтсаыз, ота тсуге бармын» деп желдендіріп алып, шаруасын ылмай-а, малын бапай-а, содан алып киімін бтейтіп киіп, туір атын мініп алып, атарлы бір рметке жетіп жре береді.

Ол бай з тыныштыын да білмейді, бос шыындананын да ескермейді. Бір кісімен сйлессе, «мны айтеміз?» – деп баанаы антранмен аылдасады. Ол сиырды жорасы секілденіп, арайанда жалыз зім болсам екен дейтын ниетімен жне де аылдасар досы кбейсе, адірім кетіп алады деп ойлап: «Ой, тір-ай, соны білмей трсыз ба? Ол ана улы ой, бл мына улы ой» деп, «оан бйдей салса болмай ма?» деп бар обаан жауапты йретіп, амалшылыты жолын йретем деп, ол байды зін кісіге сенбейтын ылады. Жне байды зіне де адам сенбейтын болады. Байды з жауабы, з мінезі обай тран со, баанаы кісі бзылса, лгі антран баанаы байа: «Мен айтпап па едім, оныкі улы сз деп, міне, крді бе?» – деп, екіншіде тырп етпейтын ылып алады. Ендігі жртты аылы да, тілеуі де, харекеті де – осы.

1898


 

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак