Апология изхуства

7 Янв
2013

Автор: Иван Полторацкий

Апология изхуства

Забавная книжка, найденная на одной из академовских кухонь, этой жемчужной зимой вдруг решительно потребовала себя в трамвай. А я как кондуктор, схваченный за горло непреложной необходимостью, вынужден предоставить оправдания, почему мы везём такого пассажира, да ещё и без билета.

Знакомьтесь, Сергей ЗХУС, великий и ужасный, до чистого умопомрачения.

http://www.kultprosvet.ru/text.php?t=7792

Это – Рог электрона (2011)

Ну да, понимаю Академгородок – там все сумасшедшие: физики, ядерщики, обэриуты, в конце концов – Анатолий. Свободолюбивая академическая братия любит пописывать и издавать книги, восхваляющие науку в чистом виде. А то, устав от бдения в ночных лабораториях возьмут и скатятся с электромагнитных катушек в какой-нибудь дичайший абсурд не очень хорошего разлива.

Ну вот как, например:

В книге стихов РОГ ЭЛЕКТРОНА отобраны и систематизированы тексты Зхуса более чем за 20 лет писательской деятельности.

В результате систематизации образовались разделы АБСУРД, BIOTECH, ХРОНОПАНК, ЭРОТРОН, КИБЕРГОТИКА, КОМБАЙНЫ, МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕАТР, ТРЭШ, РВОТНАЯ МАССА etc.

ИД DELIRIUM SANCTORUM

Снобистский и умный читатель, в отличие от неумного, сразу решит, что это – плохая молодёжная лирика, с натянутым псевдосовременным абсурдным юмором, но автор статьи никогда и не был умным читателем, поэтому и зацепился за название издательского дома, который условно и небуквально перевёл как «святая горячка».

И даже содержание этого сомнительного толстого тома (кстати, беречь от детей и хранить в тёмном трудновоспламеняемом месте) не оттолкнуло меня от дальнейшего его рассмотрения:

Абсурд……………………………………………….

5

BIOTECH……………………………………………

156

Психотехно………………………………………….

180

Хронопанк……………………………………………

187

Эротрон……………………………………………………

196

Бестиарий……………………………………………..

245

Единоборства………………………………………..

258

Милитари……………………………………………

308

Механический театр………………………………..

320

Дизельпанк…………………………………………..

346

Киберпанк……………………………………………

352

Киберготика…………………………………………..

358

Готика………………………………………………..

361

Комбайны……………………………………………..

378

Калиф-аист…………………………………………..

396

Трэш…………………………………………………

411

i-Болит……………………………………………….

420

Нитрокакофон………………………………………

431

Уебония………………………………………………

437

Рвотная масса……………………………………….

451


Если вы ещё не оглушены так называемым фэйспалмом, то продолжаем жечь напалмом. Плохо каламбурю я от большого отчаяния, потому что и правда не очень представляю как это описывать.

Откроем на любой странице, например, 152:

***

Назавтра рта приехал только вытер
И твёрд вперёд приятели ума
Ударом развлекающихся цифер
За стул вперёд и зяблики тогда
И что убит в убогие пружины
Предмет и лось как солнце просто так
Что в полость неба выкатили джинны
Заглядывали ветер и дурак.

Ха-ха, скажите мне теперь, что это – не современная русская поэзия, не бестолковое трамвайное тепло!

«Вдруг Падуя открылась вдалеке…»

* * *

Вдруг Падуя открылась вдалеке
Замедленному взору моему.
Далёкий город, древние колонны
И башни, обеспеченные жизнью.
Да, древний мир вещей, плацента,
И стены защищали нас от бурь.
Мы увернулись от старинных пуль.
Летели светлые агенты.

* * *

Картошку разомну с печалию пустою.
Ведь в ней земные стонут вещества.
Как сложен завтрак утренней порою!
В тебе, моя тяжёлая Москва.
Кладу инжир в мечтательные губы
И мажу хлеб чудовища слезой.
В стенах гудят воды горячей трубы,
И чай стоит, как скалы, надо мной.

* * *

Как летний пруд, стояло небо
Над фиолетовой Москвой.
Унылый цвет немого хлеба
В окне у булочной простой.
Плутон висел под небом тёплым,
неспешный мой склоняя ход
поближе к стенам зданий блёклым.
Из магматических пород.


Дело в том, что, помимо всепоглощающего безумия и вывернутых наизнанку рвотных масс, Сергей Зхус устремлён на благое дело – хаотическое созидание. Просто в руках у поэта огромная, просто преогромная лупа, через которую он ловит  энергию того самого космического солнца и наблюдает за миром, иногда, испепеляя его к чертям собачьим, но остающиеся твёрдые породы– достойны уважения за свою оловянную стойкость.

Вот, например, стихотворения из последнего раздела «рвотная масса»:

***

Jfnl!!we!!!hjr!!!!pi!!!!!!!uw!!!!erp9i
We!!!!jpig!!!!ro[t!!!!!!!ng[o!!!!wing
Weo!r!!!!!!ingwoi!!!!!!!!!!!tug[owut Милая, милая, милая
Мтж!!!!!!лш!!!!!oij0!!!!!!!!!e9wjg[
W4o!!!!!gij[!!!!!!r0tj[!!!!!!!!!!!w0r9tj
Wv’opitj!!!!!!!g[0!!!!w4!!!!!!!9j]9
У тебя настроенье игривое Мт!!жл!!!!!!!!!шoij0e9w!!!!!!!!!!!jg[
W4ogij[r0tj[w0r9!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!tj Wv’!!!!!!!!!!!opitjg[0w4!!!!!!!!9j]9
Ну а мне не до смеха, поверь. Jfnlwe!!hjrpiuwe!!!!!!!!!!!!!!!!!!rp9i
Wej!!!!!!!!!pigr!!!!!!!!!o[tng[owing
Weorin!!!!!!!!!!!!!!!!gwo!!itug[owut Гложет сердце сомнения зверь.
Jfnlw!!!!!!!!!!!!!!ehjrpiu!!!!!!werp9i
Wejpi!!gro[tn!!!!!!!!!!!!!!!!!!g[owing
Weorin!!!!!!!!!!gwo!!!!!!!!!!!!!itug[owut
То ль признаться в мучительной нежности,
Jfnlwehjrpi!!!!!!!!!!!!!!uwerp!!!!!!!!!!!!!!!9i
Wej!!!!!!!!!!!!!!!pigro[tn!!!!!!!!!!!!!!g[owing
Weoringw!!!!!!!!!!!oitug!!!!!!!!!!!!!!![owut
То ли просто коснуться промежности,
Jf!!!!!!!!!!!!!!!!!!nlwehjrp!!!!!!!!!!!!iuwerp9i
Wejpigr!!!!!!!!!!!!!!!!!!o[tng[o!!!!!!!!!!!wing
Weo!!!!!!!!!!!!!!!!!!!ringwo!!!!!!!!!!itug[owut Не используя вычурных
слов,
Jfnlw!!!!!!!!!!!!!!!eh!!!!!!!!!!!!!!jrpiuwerp9i
Wejpigro[!!!!!!!!!!!!!tn!!!!!!!!!!!!!!g[owing
Weoringwoitug[owut!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Чтоб тебя вдруг объяла
Любов…
Jfnl!!!!!!!!!!!!!wehjrpi!!!!!!!!!!!!!!uwerp9i
!!!!!!!!!!!!!!!!Wejp!!!!!!!!!!!!igro[tng[owing
Weor!!!!!!!!!!!!!!!!!!ingw!!!!!!!!!!!oitug[owut


***

Ебанозо инфанта
Улетай, кочерон.
У какого-то франта
Стынет треснувший дом.
Вытекает микстура.
Эти пальцы гудят.
Только дура ты, дура,
Головой в зоосад.

Нет, надо быть пидорасом, выкованным из чистой стали, чтобы не увидеть в этом чистой сердешной лирики.

А дальше – всё. Такие безудержные кони, такие головокружительные словесные конструкции, такая изумительная свобода, что и Хлебников не посрамлён и Пушкин в восторге. И судя не по содержанию раздела эротрон, а по душевной тонкости, понимаете?

Зхус не просто хорошо работает с языком, он сохраняет вменяемость на нечеловеческой высоте, когда уже кислород к мозгу не подступает:

***

Когда взойдёт на небо пылесос,
Всосав миры из леса контрабасов,
Встряхнёт Бетховен платиной волос,
Освобождая лоб от фантомасов.
Он поцелует в зеркало себя,
Чтоб снизить нарастание ошибки,
И, палочкой отточенной крутя,
Проколет две раздувшиеся скрипки.
Из них польётся море белых рук,
Где тонут изумлённые рояли,
И оплетёт лбы слушателей звук
Растеньями изысканной печали.
Всё это на мгновенье расцветёт,
Нальётся соком до предельной массы
И, лопнув, в серой дымке пропадёт.
И к нам на лбы вернутся фантомасы.


Книга ясна, очень чётко, по-научному сконструирована. В ней прослеживаются чётко определённые группы классических, мета- и интертекстуальных мотивов, таких как хаос и синхрофазотрон, любовь и контрабас, комбайн и поле боя, молоток, скворешник суп, ряд нецензурных слов, но очень умело вверченных. Слоны, пылесосы, субтропики, Бетховен, Коломбина, мотыльки, дракончики, Жюль Верн, Боб Марли, Джотто, Пикассо. весёлый птицелов, задумчивый гладиатор, мрачная вишня, Орфей, вруаф, проистекадо – всё это славные жители безграничного паноптикума ,которым в сущности и является этасложная  книга, взявшая на себя все основные задачи поэзии.

А с Александром Сергеевичем и прочими добрыми неграми Сергея Зхуса роднит установка на абсолютную, но строго выверенную свободу. Электроны, разъятые алгеброй, успешно превращаются в поэтическую пыль, из которой потом выпадают звёзды.

Кстати, культурный уровень Зхуса тоже поражает – обилие явных и скрытых реминесценций на всю мировую культуру гораздо выше среднего. Мне далеко не все удалось распознать, но нюхом чую тоску по мировой культуре, даже в такой гипергипертофированной форме.

Так что, Сергея Зхуса стоит читать и ребятам и зверятам, не воротя нос, а мы,  оправдавшись перед изхуством за некоторое первичное пренебрежение, снимаем шапку зауми и принимаем ещё одного почётного пассажира в ряды достойных строителей стопмодернизма.

Предадимся изхуству, друзья!

И напоследок ещё один случайный стишок:

СОЛЬВЕЙГ

Не жди электронного мужа домой.
Он канул в волнах проводов.
В объятьях программы задорной, младой
Он спит среди ярких цветов.
Вокруг электричество мерно гудит.
Колышатся волны любви. Его электронное тело летит Далёко от бренной земли.
Скрываются в космосе сонмы наяд.
Он будет их грозным царём.
Чуть сдвинет на градус свой пристальный взгляд –
Пред ним упадут все ничком.
И в космосе есть золотая звезда,
К которой, спустя много лет,
Быть может, пристанет, пройдя облака,
Его серебристый скелет.


 

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак