Воля Вольная. Интервью с А.Ю.Залуцкой

1 Дек
2012

Бывает так, мысль сформулирована не до конца, но уже просит своего воплощения. Тогда  возвращаешься к источнику, помня, что в этом поиске свободы легко потеряться. Когда мало что сдерживает, внимание становится максимально самостоятельно, и здесь важно выстроить ориентиры.

Те, кто живут звонко, а их примеры вокруг нас, примеры вдохновляющие и монументальные, никогда не обходятся без внутренней тишины, свободы от влияний и массовости. О гранях этой воли мы и поговорили с Алёной Юрьевной Залуцкой, художником, керамистом, преподавателем-энтузиастом и просто неординарной женщиной.

И: Как Вы считаете, что на самом деле ограничивает человека в творчестве? Можно ли избежать ограничений или они необходимы?

АЮ: Давайте определимся прежде – какого человека? Это же очень субъективно. Могу лишь перечислить некоторые из ограничений, о которых знаю лично.

И: Пусть будет субъективно, меня как раз интересует Ваше мнение.

АЮ: Часто ограничивают сомнения, порой кажется, что на некоторые вещи ты не имеешь права. В чём-то не видишь потребности своих потенциальных зрителей – тогда работа теряет смысл.

Думаю, в моём случае все ограничения имеют «бытовой» характер, в первую очередь. Когда сформирован порядок нравственных ценностей, пристрастия, определены желания и нежелания, когда вполне знаешь, о чём хотелось бы говорить, а о чём нет, тогда оказывается, что «несвобода» становится исключительно «бытовой» – есть люди и дела, для которых нужно оставлять достаточно много времени и сердца. В юности определение «свободы творчества» как-то иначе формулировалось, чем теперь. Нынче больше хочется молчать. Но, думаю, удастся узнать о жизни ещё что-то, что заставит подкорректировать ощущения.

Тема огромная, вряд ли можно ответить на такой большой вопрос парой предложений. Мы об изобразительном искусстве, ремесле, о человеческих потребностях вообще?

И: Речь идет об изобразительном искусстве. Я о том моменте, когда мастерство позволяет «говорить» почти на любую тему, как Вы себя ограничиваете и ограничиваете ли?


АЮ: Мастерство, на мой взгляд, предполагает самоограничение в выборе выразительных средств во имя большей выразительности и глубины раскрытия темы.

И: Есть ли темы в искусстве, которые для Вас табу?

АЮ: Темы, являющиеся запретными («табу») для ученика, зрителя, обывателя, не являются запретными для мастера, в связи с вышеизложенным. Мастер выбирает способ повествования, а не тему. Поскольку он знает о своём месте в мире и «стремится к безупречной жизни». Формирование собственного «почерка» – естественный процесс, постигающий всякого мастера.

И: Остается ли со временем место для эксперимента в творчестве или углубление своего собственного стиля может как раз оказаться той самой свободой?

АЮ: Чем выше мастерство, тем ювелирнее и незримее эксперименты, проводимые мастером внутри любой темы. Узнаваемость «стиля» есть конец свободы и смерть творчества.

Мастерство можно множить бесконечно (в пределах одной человеческой жизни ),»стиль» же, напротив, есть конечная точка путешествия, т.к. внутри «стиля» находится пустота, которая по определению не может иметь движения и роста.

В моём случае до мастерства ещё очень далеко (это хорошая новость). А испытание «медными трубами» уже пройдено и осмыслено (это тоже хорошая новость).

И: В наше время без самостоятельно выстроенных рамок легко обратиться во вседозволенность, ошибочно понимая под этим свободу. Что Вы об этом думаете?

АЮ: Думаю, разница колоссальная между этими двумя понятиями: свобода предполагает наличие силы духа, векторности в движении, открытости в восприятии разных процессов жизни, духовности, в частности; желания творить, созидать, отдавать.

Вседозволенность характеризуется для меня эгоцентрическими проявлениями разного рода, низким уровнем самосознания, бездуховностью, ленностью и «обжорством» со всеми вытекающими последствиями. Вседозволенность ведёт к саморазрушению и к прекращению жизни. Она – не свобода.

Поиски «грани дозволенного» не являются проявлениями низкого уровня самосознания , но могут нести разрушительные (для психики ищущего и для окружающих) последствия. Примеров тому – тьма. О причинах уже было сказано.

Всё, изложенное здесь, является только моими размышлениями на предложенную тему и руководством к действию (или к бездействию)) для кого бы то ни было, быть не может.

фотографии из личного архива А.Ю. и художественной мастерской «База»


 

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак