О вреде ботаники

1 Май
2012

Все случаи очевидности, умозрительности, ворчания, необоснованных надежд и претензий, а также самобичевания оставлять на совести автора. До востребования.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Русская народная поговорка

Ну, конечно, в очередной раз начиная разговор о будущем, мы с Иваном не могли не сказать пары слов о современном образовании и современных детях. Тем более что личный опыт более-менее преподавательской деятельности и у него, и у меня таки обогатился в этом году. Но если нашему Иванушке попадаются — развивая избитую метафору — циннии (Znnia), тюльпаны (Tlipa) или иногда огоньки (Trollius asiaticus) — одним словом, Иван Сергеевич учит хороших детей хорошему, то есть литературе, — то мне — сплошь чертополох (Crduus), лопух (rctium), хотя и аквилегия (Aquilgia) попадалась, то есть растения попроще, хоть и не без своего, особого шарма, но никак не желающие учить родной Великий и Могучий. (Хотя, если честно, я все же признаю, что дело и во мне тоже). В общем, «хорошему» их научить сложновато, а плохому они и сами научатся. Мы же научились.

Да-да, можно придумывать себе кучу оправданий и отговорок. Мол, ну что я мог сделать за пять (всего-то) месяцев, занимаясь с ними раз в неделю, еще и в субботу, если их за девять лет (девять лет!) в школе ничему не научили, а там по пять-шесть уроков русского в неделю? Или — ну, не хотят они учить правила русского языка! не хотят! — что я мог? Наверное, что-то да мог. Должен был. Хотя бы попытаться донести — для чего все это. Зачем быть грамотным, зачем учить свой родной язык. Зачем понимать языковую логику и законы синтаксиса — и что для программиста это, может быть, не менее важно, чем для журналиста или филолога. Но нет, не донес. Хотя надеюсь, что хоть кто-то хоть что-то хоть сколько-нибудь понял.

Если же говорить о том, как на меня повлиял этот мой опыт, то мне стало и радостно, и страшно одновременно. О причине радости я расскажу как-нибудь в другой раз, а вот пару причин страха все же сформулирую тут, выбрав наугад самые важные для меня.

Причина первая — стопроцентная уверенность подрастающего поколения (доходящая до упертости) в бесполезности любого гуманитарного знания. Если химия-физика «нам не нужна, но кому-то пригодиться может», то история, литература и русский — зачем? Как мне сказал один экземпляр — назовем его, допустим, Arctium lppa, — так вот, эта лаппа как-то заявляет мне, что если не было бы литературы (вообще никогда и никакой), ничего бы в мире не изменилось. Да, корабли бы плавали, ракеты летали, компьютеры изобретались бы. И как я ни старался, не смог его переубедить. А что? В его картине мира литературы и так нет — разве что в школе задают какую-то ахинею, многобукв и скучно. А я вот попытался себе представить мир-без-литературы-вообще, и мне стало страшно. До жути прям. Даже мои одноклассники, ненавидевшие читать (во всяком случае, классику из школьной программы) не меньше нашей лаппы, и то никогда бы такого не ляпнули. Хочется верить. И чего с этим делать — я пока не имею ни малейшего понятия.

Причина вторая — абсолютная невозможность прожить даже пять минут без своего любимого телефона-или-чего-еще-там. Доходит даже до полнейшего абсурда, когда другой экземпляр — назовем его Arctium minus — посреди урока встает и начинает бродить по классу в поисках Wi-Fi. При этом ни меня, ни друзей-товарищей он не слышит. Впрочем, он никогда никого не слышит, даже когда повторяешь третий раз — специально для него. О том, что написать контрольную без Т 9 практически невозможно — я вообще молчу. Хотя, наверное, мы в глазах многих наших преподавателей выглядим точно так же. Нет, вы только не подумайте, что я противник всяческих инноваций и гаджетов. Нет-нет (хотя от «инноваций» меня уже тошнит, ага). Просто мне надоели инновации ради инноваций и гаджеты ради гаджетов. Ну не понимаю я этого. Не понимаю, зачем девочке-третьекласснице (равно как и мальчику-девятикласснику) суперсовременные телефоны с интернетами и проч. и проч. Да, конечно, скажете вы, завидую. Хотя сам без всего этого умудряюсь обходиться, несмотря на то, что 80% времени я работаю как раз с информацией. А когда все эти действительно крутые и полезные штуки попадают в руки человека, абсолютно не умеющего еще работать с этой самой информацией, фильтровать ее и т.д. и т.п. — вся польза от этих чудес науки и техники уходит в минус, а мы в результате имеем человека, начавшего прокрастинировать раньше, чем он решил свое первое квадратное уравнение.

Ладно, попытаюсь перестать ворчать. Сам ведь не лучше. А на прощанье — еще одна старая русская пословица.

Это ещё цветочки, а ягодки впереди.

Искренне Ваш, К.


 

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак