Грани Абсурда

31 Янв
2012

Автор: Александр Изгнанник

Рыба ищет, где глубже, а человек — где хуже.
Стругацкие

Для меня тема абсурда неисчерпаема, потому как абсурд является порождением самого человека. Исчезнет человечество — исчезнет и абсурд, как явление. Есть, конечно, и более утешительные гипотезы, к примеру, переход (в незримом будущем) на новую ступень эволюции — безэмоциональную, бесчувственную. Но не будем о грустном. В этой заметке я хочу сфокусироваться на одном из психологических аспектов абсурда. А именно:

Артур Шопенгауэр определил три «основных пружины человеческих поступков»:

1)      Эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен)

2)      Злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней жестокости)

3)      Сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благородства и великодушия)

Но он упустил одну важную «пружину»:

4)      Эгоизм, который хочет собственного страдания.

Вот на эту, четвёртую «пружину» я и хочу обратить внимание.

Согласно французскому философу и основателю социологии Огюсту Конту, принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Впоследствии самими ярыми сторонниками этого императива были выдвинуты идеи абсолютного бескорыстия.

Я же воспользуюсь такой формулировкой: «Человек — это некий % эгоизма, и если процент близок к нулю, то — подобные исключения заканчивают жизнь в сумасшедших домах».

Оговорюсь сразу: всё внимание — на страданиях душевных.

Логичны добрые поступки, целью которых являются, к примеру, пиар-компании, рост популярности или удовлетворение от похвалы. На эту тему писал Эрик Фромм: «Тонкий человек способен увидеть за внешним поведением сохраняющиеся характерные черты и почувствовать неискренность эгоиста, который ведет себя как сверхальтруист».

Но существует и такой синдром (я называю его бескорыстный эгоизм), при котором человек, совершив бескорыстный, но ущербный для себя поступок, получает удовольствие (и даже — обретает покой) от собственных душевных страданий. Не является ли абсурдным такое доброе деяние, как взять вину постороннего человека на себя (как следствие — испытывать страдания и одновременно удовольствие от совершённого поступка)?

Вместо заключения осмелюсь на вопрос: Кем же был Иисус — абсолютным альтруистом или бескорыстным эгоистом?


 

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак