На круги своя

30 Май
2011

Автор: Кристина Андерс

Дням славянской письменности и культуры посвящается

Для каждого хоть сколько-нибудь интересующегося проблемами современного общества не являются неожиданным результаты различных социологических исследований, которые демонстрируют состояние и потребности человеческого сообщества. Приведу один пример, данные которого будут условны и приблизительны, без ссылки на источник, но мы удовлетворимся этими сведениями. Так на вопрос о вероисповедании, которого придерживаются, более 70% молодых людей отвечают «православное христианство». В то время как положительный ответ на вопрос о «исповедании и причащении не менее раза в год» дают только 10% опрашиваемых. В результате этого напрашивается вопрос: почему человек, который не исполняет основополагающие таинства веры, осознает себя причастным к данной религии? Безусловно, самым очевидным ответом является осознание человеком себя как части культуры, отношение человека к культуре своего Отечества. Исторически русская культура есть культура православная, религиозная по своей сути. Православие как традиционная консервативная религия, безусловно, имеет свои догматы и каноны, отступление от которых провозглашается ересью. Или как, например, в истории христианства философия долгое время была «служанкой теологии». Но с течением времени, согласуясь в некотором роде с современностью, некоторые суждения церкви могут видоизменяться. (Я, конечно же, не говорю о ключевых основополагающих догматических аспектах религии – их нельзя нарушать, ибо без догмы нет религии). Дело в том, что недавно мне встретилось мнение священнослужителя, сопутствующими тезисами которого были: «наука бессильна» постичь человека и «философия вводит в заблуждение». (Автор просит прощения за возможно не совсем точные цитаты и некоторую вырванность из контекста). В связи с этим представляется необходимым еще раз задуматься над проблемами (со)отношений религии и науки, религии и философии,  насколько они друг другу противоречат (и противоречат ли вообще?), и вынужден ли человек, признавая одно, отрицать другое.

Семен Людвигович Франк — русский религиозный мыслитель — в своих трудах весьма основательно проработал эту проблему, несмотря на то, что его целью было, в первую очередь, реабилитировать религию в глазах советских людей, которым был «навязан» материализм: религия есть «опиум для народа», выдуманная «попами для одурачивания народных масс» и пр. Наша же цель в обратном, но воззрения философа остаются обоснованными.

Наука и религия.

Вообще по своей природе, религия и наука – это два типа мировоззрения, каждый из которых обладает своими специфическими характеристиками, или, как пишет С.Л. Франк: «Религия и наука суть два способа объяснения одной и той же реальности, именно: сущности и происхождения мира, жизни, человека». Безусловно, свести воедино их нельзя, так как они резко между собой расходятся. Религиозное учение о сотворении человека Богом и эволюционная теория происхождения человека от низших организмов – нельзя одновременно придерживаться обеих точек зрения и всегда «приходится выбирать между религиозным и научным взглядом на жизнь». Но это утверждение лишь на первый взгляд является неопровержим. Главное состоит в том, что наука и религия говорят об абсолютно разных вещах. «Наука изучает мир и явления в нем происходящие, без отношения их к чему-либо иному, религия же  познавая Бога, познает вместе с ним мир и жизнь в их отношении к Богу». Таким образом, они обе говорят об одном и том же мире, но если наука познает непосредственно сам мир, то религия говорит об отношении мира (и человека) к абсолюту (Богу). И по сути здесь не может быть никаких противоречий.

Наука и философия.

Религия и философия – точно так же, как и в вопросе с наукой, являются разными типами мировоззрения и имеют различные задачи. «Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души. Философия же есть совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы». Во избежание недоумений и пр. нужно оговориться, что под понятием «философия» здесь Франк имеет в виду прежде всего идеалистическую онтологическую философию. Но эти две разные формы «духовной жизни» совпадают в своей цели – Боге – для осуществления поставленных задач.

Противоречия возникают в связи с понятием «Бога». Если для религиозного сознания специфичная имманентная черта Бога – непостижимость, т.е. невозможность полностью понять, познать Бога человеческим разумом, то задача философии «именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия». Но логически доказанный Бог (познанный, с перечнем характерных для него свойств)  – это уже не Бог религии, так как он лишен того смысла, который так важен для верующего. Поэтому такое отталкивающее действие производит на церковь любая религиозная философия, не принимается ею, такая философия опасна «для цели религии – для живого, верующего обладания неизследимым и неизреченным источником спасения». Той же логикой руководствуется и философия, направляя свои действия на постижение Бога, замена безотчетной веры логическим знанием (гегелевское «преодоление веры знанием»). «Нельзя одновременно веровать в Бога и логически постигать его».

Другая проблема возникает в определении Бога, т.е., если для религиозного сознания Бог – это «живая личность» (вочеловечившийся Христос), то философия мыслит Бога как что-то безличное, в качестве некой субстанции, силы, первопричины, абсолюты, это всегда «в известной мере пантеистически-мирообъемлющее начало». Верующий человек находит в таком Боге только «мертвый камень, вместо хлеба, насыщающего религиозный голод», воспринимает его как «иллюзорный суррогат истинного Бога».

Эти противоречия мыслитель разрешает следующим образом: так как движение мысли при такой философии основано не на рациональных принципах, а базируется на «сверхлогической, интуитивной основе», то получается, что в каких бы понятиях не выражала философия свое познание Бога, «ее основной интуицией остается чисто религиозная идея безмерности, неисчерпаемой глубинности и таинственности Бога». И основной целью философии (на это и работает понятийная система) является стремление «приблизить мысль к уловлению сверхконечной и сверхрациональной природы Бога,» что делает его абсолютом.

Таким образом, нужно всегда отдавать себе отчет в том, что именно стоит за тем или иным понятием. Проанализировав три разных типа мировоззрения, С.Л. Франк демонстрирует, что противоречия чаще всего оказываются мнимыми, и, наоборот, существует тесная взаимосвязь между способами познания действительности. Конечно, существуют разного рода предрассудки, связанные с разными причинами, например, идеологией, но заблуждения – это уже личное дело каждого.


 

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак