Nichts

1 Апр
2011

Автор: Кристина Андерс

Появление экзистенциальной школы в начале 20-х годов XX века было закономерной реакцией философской мысли на окружающую ситуацию. Закончилась Первая мировая война, получившая в результате целое поколение молодых людей, «потерянных», существующих в обществе. Умер бог, тысячи глупых смертей, не осталось больше никаких ценностей — бессмысленность бытия.

Именно в таких условиях рождается философия Мартина Хайдеггера. Первым постулатом его творчества становится призыв к смене вектора мысли с гносеологического на онтологический пласт («назад к вещам», в отличие от осмысления процессов и методов познания в гносеологии). Самым главным и существенным для Хайдеггера становится вопрос о бытии, поисках его смысла. Философ, исследуя сущность (экзистенцию) человеческой жизни, называет ее Dasein, демонстрируя бытийственную природу человека (от нем. sein – быть, существовать). Более того, Хайдеггер выбирает еще одну важнейшую философскую категорию — времени, которую тоже наделяет сущностными характеристиками и которая, в свою очередь, маркирует бытие. Понимание времени в экзистенциальном смысле философ почерпнул у первых христиан, для которых не существовало летоисчисления «до и после Рождества Христова», а следовательно, время вообще не поддавалось измерению. В связи с этим встает и другой важный христианский аспект – Второе Пришествие Христово, которое не определено какой-то конкретной временной точкой: оно будет, и неважно когда, главное, что верующий человек чувствует и осознает страх перед Грядущим. Эта модель, на мой взгляд, ярче и доступнее всего объясняет/демонстрирует понимание экзистенциального времени такого «сложного» Хайдеггера. (Заметим, что вопросы теологии занимали философа, поэтому противоречия между экзистенциализмом и религиозными воззрениями здесь не существенны). Теперь собственно  концепция.

Человеческое бытие, определяющееся бытийными и временными характеристиками, имеет структурное членение (см. схему). Каждый уровень Dasein в онтологическом плане имеет соответствие в темпоральном. «Время временится из будущего в настоящее,» – говорит Хайдеггер, то есть то, что происходит с человеком в данный момент, мотивировано его будущим (для простоты понимания, представим под будущим какие-то жизненные цели человека, к которым он стремится в настоящем). Особо стоит сказать об элементе структуры Vorwegsein (в переводе с немецкого – «бытие-впереди»). Это мысленный взгляд в будущее, «прикидка» грядущих планов и возможностей, по-простому. Поэтому человеческое настоящее все время определяется Vorwegsein, оно складывается из таких постоянных «забеганий вперед». И все выходит, до момента смерти. Когда человек пытается мысленно «забежать за смерть», ничего не получается. Мы не можем сказать, что там, потому что там ничего нет. И это крах. Всех надежд и стремлений – отсутствие смысла, конечность сущего. Человеческое бытие – это временная экзистенция, точно так же, как история и природа. Все когда-нибудь закончится — и полетит к чертям антропоцентрическая система мира. В последние десятилетия  некоторые мыслители указывают на происходящую смену мировоззренческой парадигмы с человека как субъекта на технику как объект, и в таком техногенном пространстве индивид перестает значить что-либо. И представляется весьма последовательным поступательное  развитие человеческой мысли: боги-бог-человек-техника, ибо, как бы то ни было, но необходима категория, лежащая в основании мировосприятия, которая будет формировать дальнейшие взгляды и устройство, даже если этой категорией будет «ничто», которая, скорее всего, окажется метафизической модификацией бога.


 

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак