История одной легенды

25 Ноя
2010

Автор: Сергей Алексеенок

У времени, несмотря на доказанную Энштейном относительность, есть одна постоянная особенность: оно рождает своих героев. Именно это и произошло на литературном пространстве Казахстана в 1993 году, в городе Алматы.
Конечно, как такового литературного пространства тогда практически не существовало. Были причудливо разбросанные осколки некогда мощного системного литературного процесса, имевшего место быть в Советском Союзе. Оговорюсь – речь идет именно о системной организации, имеющей в своем распоряжении целевую группу авторов, печатные издания, открывающие путь авторам к публике, издательство, позволяющее выпускать авторские книги и, естественно, некоей структуры, позволяющей проводить обучающие и совершенствующие семинары по писательскому мастерству. То есть всего того комплекса, что и позволяет литературному процессу быть закономерным, развивающимся движением, не носящим характер хаотичного, ежеминутного междусобойчика. Время было смутное для всей литературы на постсоветском пространстве: разрушались годами отлаженные связи. Катастрофически падали тиражи, казалось, несокрушимых брендов литературных журналов, рушилась главная цепь автор – издатель – читатель. Но во всем этом был один неоспоримый плюс. Литература лишалась главной черты, присущей времени СССР: искусственно навязанной идеологической составляющей, самиздат уходил в прошлое, именно благодаря снятию табу на свободу мысли и слова. Но на первый план выходил суровый закон рыночных отношений – вопрос финансирования этого самого литературного процесса. Ибо без материальных вливаний любая организация – не организация, а кружок по интересам, существующий, пока хватает энтузиазма у его руководителя. И то не в полном вышеупомянутом объеме, а на уровне обычных посиделок за чаем. Но все великое начинается с малого, а пройти путь в тысячу километров нельзя, не сделав первого шага. В случае «Мусагета», краеугольным камнем организации стала Ольга Борисовна Маркова – доцент кафедры филфака АГУ. Это хрупкая женщина, с рождения страдавшая неизлечимым недугом, заключившим её тело в инвалидную коляску, но воспитавшим мощный внутренний стержень, не боявшийся лишений и ударов судьбы.
Её квартира стала первым офисом организации, где проводились встречи студентов, да и разных других людей, как пишущих, так и просто тех, кому не безразлична литература. Итак, «Мусагет» обрел основное составляющее – место бытия и целевую группу, а самое главное – лидера, именно ту движущую силу, что позволяет процессу развиваться, а не тихонько прозябать на задворках бывшей великой империи. Внутреннее обаяние Ольги Борисовны, взявшей литературный псевдоним Ольга Марк, сплотило вокруг неё людей неравнодушных, готовых действовать по велению души, не преследуя каких либо материальных выгод. Впоследствии многие из них заняли достойное место в творческом сообществе Казахстана, извиняюсь, что не называю их поименно, но это единственный способ, никого не обидеть, случайно не упомянув в этом списке. Да и статья эта ставит перед собой несколько другую задачу и носит скорее общий характер, чем детальное изучение истории развития «Мусагета».
Первые годы, а точнее до 1998, стержнем организации было ЛХИ «Аполлинарий» – издание, начинавшееся как черно-белое, газетного типа, печатающее авторов позиционирующихся как «Новая литературная волна», а также переводы философов и критиков, и закончившее свой путь полноценным журналом, отвечающим всем канонам толстого литературного журнала – с полноцветной обложкой и внутренней графикой современных Казахстанских художников. Именно издание «Аполлинария» Ольга Борисовна считала одним из важнейших проектов фонда, позволяющим авторам получить доступ к читательской аудитории, а фонду – заявлять о себе как о собственнике печатного журнала. Важное обстоятельство в налаживании литературных и культурных связей.
В 1998 году регистрируется Общественный фонд развития и поддержки гуманитарных наук «Мусагет», а в 1999 его партнером становится Нидерландский фонд «Hivos», начинающий оказывать внешнее финансирование деятельности «Мусагета». С этих пор организация выходит на качественно новый уровень, появляется возможность проводить обучающие мастер-классы для начинающих писателей Алматы, два раза в год (весна и осень) и один раз в год, летом приглашать в Алматы писателей из регионов Казахстана, обеспечивая проезд и проживание. Участие в мастер-классах было бесплатное, по результатам проводимого фондом творческого конкурса, где каждый раз отбирались десять работ участников-победителей, позволяющих авторам пройти обучение у ведущих литераторов Казахстана.
Однако Ольга Борисовна ставила одной из главных задач фонда расширение и укрепление литературных связей на территории не только постсоветского пространства, но и всего мира. «Мусагетом» были проведены три международные конференции главных редакторов литературных журналов с одновременным проведением участниками обучающих семинаров для молодых писателей Казахстана, итогом которых в дальнейшем Ольга Борисовна мечтала видеть подобие «Липок» – форума молодых писателей России. А фонд ожидала постепенная трансформация в полноценное литературное агентство с устойчивыми международными связями, дающими авторам возможность быть прочитанными на всем мировом пространстве.
Фонд вел более 20 культурных проектов, помимо вышеуказанных. Это были и литературные семинары с приглашенными писателями ближнего и дальнего зарубежья, с редакторами толстых литературных журналов. Издательская серия авторских книг, поэтический интернет-конкурс «Магия твердых форм и свободы» с изданием одноименного сборника работ победителей, детский литературный конкурс, участие в книжных выставках, встречи писателей «Новой волны» с читателями, интернет версия ЛХИ «Аполлинарий», отличающаяся по содержанию от бумажной и др. проекты. Закольцованные вокруг основной идеи – продвижения современной казахстанской литературы, взаимосвязанные и дополняющие друг друга.
К сожалению, в 2008 году, за две недели до своего 45-летия, 15-летия журнала и 10-летия фонда. Ольга Борисовна ушла из жизни. С её смертью фонд, являющийся её авторским проектом, прекратил свое существование. Но за это время Ольге Борисовне удалось главное – создать и упорядочить литературное пространство. Дать ему связи и возможность выхода на международную литературную арену. За годы существования фонда обучение прошли около 200 авторов. Многие из них в дальнейшем стали лауреатами различных международных литературных премий и конкурсов, авторами ведущих журналов.
Она сделала главное – создала и вдохнула жизнь в огромный корабль современной казахстанской литературы, который продолжил свое плавание под другими флагами и названиями. Но было достигнуто основное – литературный процесс создан и теперь его уже не остановить…


 

Один комментарий to “История одной легенды”
  1. Татьяна Щербачёва:

    Спасибо Вам за такую статью. Каждое слово пульсирует. И веришь в силу бескорыстия и таланта.Нихкий поклон Вам, с уважением, Татьяна Щербачёва

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак