Автор лжёт

25 Ноя
2010

Автор: Иван Полторацкий

Автор лжёт. Вот основная беда современной литературы, переживающей сейчас катастрофическое возрождение. Найдите автора, который скажет: «Нет, я не лгу». А потом найдите читателя, который ему поверит. Подобная логическая вилка делает невозможным любой диалог. В таком случае автор должен либо уйти с высоко поднятой головой, либо начать оправдываться. И то, и другое одинаково губительно. Единственный выход – жить так, чтобы не пришлось столкнуться с вопросом: «Вы лжёте?». И умереть вовремя, оставив после себя несколько неизданных вещиц, чтобы тебе не задавали паскудных вопросов. Лгут все. От детей в садиках до политиков в думе. Или не лгут, но искажают действительность. Поэтому мы и живём в таком перевёрнутом мире, где «ни церковь, ни кабак – ничего не свято». Мы как будто не сознаём теснейшей связи слова и материи, того, что каждый факт, несоответствующий действительности, – губит реальность. Слово не потеряло своей магической сущности, просто мы бездумно и бездарно пользуемся им, как и остальными природными ресурсами. Тут уж либо сохранять честность, либо молчать. Потому что последствия лжи непредсказуемы. Особенно это касается Автора (очень сомнительно выглядят слова с большой буквы, но пусть будет так), слово которого изначально обладает большей энергией. Но мы видим вокруг множество уродливых, размазанных слов, затоптанных и затёртых, бессмысленных и беспощадных. И то, что нам предлагают под видом поэзии, напоминает воскресный выпуск новостей, случайно выпущенный в четверг, то есть – заведомую ложь.
Для чего человек лжёт? Чтобы создать наиболее выгодную для себя реальность, которой ранее не существовало. Не сотворить, а вылепить из ничего, увеличить количество ненастоящих, иллюзорных предметов, тем самым вымывая почву из-под ног. Материальный мир и так иллюзорен, зачем развенчивать его ещё больше? Может быть, есть надежда, что минус на минус даст плюс? Но пустоты не может стать больше или меньше. Мы по-прежнему продолжаем плавать в пустоте, просто постоянный самообман никак не даёт смириться с этим. Майя, хоть и иллюзорна, всё равно убедительнее любых умозаключений, потому что создана не нами. И любая, даже бытовая, ложь отдаляет нас от источника того, что действительно существует. Но ведь искусство не должно соглашаться с подобным положением вещей! Оно хватает человека за плечи и любым доступным языком говорит:

– Смотри, смотри, там – космос. А за ним ничего нет. Или вот за этой чёрной дырой – Бог. Или Бог знает что. Вылези из своей скорлупы, тебе на самом деле неуютно в ней и ты не веришь, что всё это действительно существует. Опомнись, ты не знаешь, кто ты на самом деле, не знаешь ничего. Подумай. Вот оно, сквозит из всех щелей. Сделай что-нибудь. Я не знаю что. Но хотя бы попробуй…

Литература и сегодня продолжает выполнять эту первичную задачу, но налицо уже чудовищный кризис. Кризис честности. Отсюда и измельчение слова. Будто только единицы переживают и верят в то, что они пишут, большинством же движут коммерция и гордыня. А точнее – гордыня и коммерция. Текст существует как средство, как товар, а не самоценное зерно, жемчужина, ценой жизни поднятая с морского дна. Хотя, даже из таких жемчужин очень удобно делать товар, копируя и перераспродавая. И всё это называется возрождением великой русской литературы, новым металлическим веком, долгожданным расцветом, новой искренностью, актуальной поэзией… да как только не называется. Здесь мы опять же натыкаемся на ложь, которой пронизаны все средства коммуникации (достаточно внимательно посмотреть на рекламу, которая занимает львиную долю нашего информационного пространства). Поэзия никогда не встанет на коммерческие рельсы. Это губительно для неё, как трезвость и свежий воздух для Венички Ерофеева. Делать на поэзии имя и деньги – последовательное и сознательное насилие. Торговля голосом и воздухом, в некоторых случаях равная физическому уничтожению. Язык сопротивляется коммерции – этим можно объяснить сегодняшнюю массовую немоту. Автор либо сам осознаёт бесполезность громких высказываний, либо, в конце концов, натыкается на собственную гордыню и замолкает. Но проблема не только в тех, кто пишет и выступает: мало кто действительно хочет читать хорошие стихи, а более того – понимать, о чём они написаны. И следствием отсюда является кризис веры. А в поэзию, как и всякую субстанцию, имеющую божественную природу, надо верить. Не ей, а нам надо верить, чтобы не пропадала из поля зрения и не оставляла нас одиноких в безвоздушном пространстве.
Остаётся надеяться, что этот золотой век долго не продлится и поэзия перестанет быть объектом торговли. Пусть она живёт сама по себе, в естественной среде обитания, а не в зоопарке, даже очень современном и актуальном. И читателю не будут тыкать в лицо престижными премиями и вершинам современного литературного процесса, чтобы он, покорный и одурманенный громкой рекламой, пошёл в магазин, купил книжечку с яркой обложкой и, не разобравшись в тексте, забыл навсегда. Хочется, чтобы настоящая литература не развивалась параллельно массовой, перенимая от неё некоторые характерные и опасные черты; чтобы книги издавались, но не навязывались; чтобы у автора и читателя было право выбора и чувство собственного достоинства.
И требуется только одно: преодолеть немоту.
Но об этом совсем тяжело говорить.


 

8 Комментариев to “Автор лжёт”
  1. brutalkolobok:

    «Остаётся надеяться, что этот золотой век долго не продлится и поэзия перестанет быть объектом торговли.»

    А сами платный вход на «Дом грузчика» делают :)

    А если серьезно: неужто нам так сильно навязывают поэзию? Покажите поэтические книги, имевшие большую рекламную поддержку(я по книжным последнее время мало хожу, так что допускаю, что это есть). И есть ли у нас по-настоящему престижные лит.премии?

  2. 1.5:

    Так вход платный не ради прибыли же. Может, мы хотим журнал на печатать?)
    Премии разные бывают. И многие из них действительно литературные, т.е. имеют отношение к действительному литературному процессу ,а не фиктивному ( Премия Андрея Белого, допустим)
    И, может, всё сегодня не так уж плохо, но и не слишком хорошо.
    Я говорю об опасности возможного перегиба. У нас же страна крайностей – либо золотой век, либо вообще никакой литературы. А спокойно развиваться никак нельзя.
    К тому же меня беспокоит тенденция активной популяризации поэзии . Весьма распространено мнение, что если её не спасать любыми способами, то наступит конец. А это – одинаково опасно. А для автора и художника тем паче. Такие народные поп-поэты, как Воденников, Полозкова, Арбенина, Павлова и т.д. -не слишком ли рекламны?
    Возможно, я перегибаю палку, но вполне возможно, что в ближайшем будущем из поэзии попытаются сделать бренд. Это отвратительно, но дельцы-то у нас ничего не гнушаются.

  3. «Будто только единицы переживают и верят в то, что они пишут, большинством же движут коммерция и гордыня. А точнее – гордыня и коммерция. » – не согласна.

  4. 1.5:

    «будто»
    я тоже не хочу быть с этим согласен.
    Но что тогда движет большинством?
    Неужели гордыня уже преодолена человеком?
    и больше не является основной движущей силой и львиной частью нашей природы?

  5. Neff:

    Достоевский писал ради денег, но писал талантливо- почти гениально. Пушкин продавал рукописи. Маяковский вообще в советской рекламе работал . и что они от этого не честны?
    я думаю стоит разграничивать профессию, которой зарабатываешь на жизнь, и увлечением, которое для радости душевной себя и других…

  6. 1.5:

    Надо просто делать всё, что ты делаешь – максимально хорошо.
    Достоевскому нужны были деньги ,но они не были его самоцелью.
    Маяковский всю душу вкладывал в » рекламу»
    А Пушкин стал первым профессиональным писателем, но много не заработал.
    К тому же надо учитывать особенности времени.

  7. Ложь началась с утверждения: 1. Младенец, рождённый князем – уже князь.
    2.Деньги (овеществлённый труд) зарабатывает хозяин орудий труда, а не работающий на этих орудиях.
    3.Ценность человеческой личности измеряется количеством денег в его личном «кошельке».
    4.Законопослушный гражданин страны имеет право:
    а)выполнять волю хозяина,
    б)бесприкословно подчиняться чиновнику,
    в)благоговеть перед власть имущими,
    г)в поте лица своего добывать хлеб насущный, без права есть его, т.е. быть «быдлом». О!КеЙ! ЭНД пиздец!

    • simple:

      в интернете все великие революционеры. бегом на баррикады, или молчите в тряпочку

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак