Ода радости

25 Окт
2010

(о фильме Андрея Тарковского «Ностальгия», 1983)

Автор: Сергей Николаев.

1

Долгие планы с медленным движением камеры – почему они так будоражат?! Почему они столь значительны, столь важны?! Почему так захватывают?! – Из лекций по кинорежиссуре Тарковского: «самая ценная возможность кинематографа – возможность запечатлеть реальность времени», – вот прямой и прозрачный ответ: только кино способно запечатлеть время. Эта способность есть эстетический принцип кино, отличающий его от других искусств. Именно движение времени должно быть первым объектом изображения любого фильма, если кинематограф претендует на звание «независимого» вида искусства. Все это – слова самого Тарковского. В его картинах планы говорят о настоящем времени, о времени ощутимом, о том времени, которое так редко удается почувствовать. Каким-то образом в реальной жизни время куда менее реально, чем в кино – вероятно, из-за его ускоренности и необратимости. Кино же совершает невозможное: оно обращает время и, замедляя, возвращает ему реальность – мы видим на экране то, что пропустили в жизни. Мы должны остановиться и отдаться стихиям нашего мира.
Время отражается в воде. Вода как память и беспамятство одновременно. Она всегда движется со скоростью кинокамеры, и звучание ее огромно. Ее течение, скрывающее спокойную силу, как течение времени, – медлительно и необратимо. Время является нам водой. Андрей должен пронести свечу через бассейн.

2

«Надо, чтобы мысли твои были более весомыми» – «мы должны во все стороны растягивать наши души, словно это полотно, растягиваемое до бесконечности» – пройти со свечой через воду – значит растянуть душу до бесконечности времени и наполнить мысль его силой. Но что может одинокая душа? И где найти силы, чтобы поверить? И как точно передает Тарковский это бессилие! – Андрей ясно понимает, насколько важно пронести свечу, но только известие от Доменико делает возможным усилие, которое оказывается не менее физическим, чем нравственным. Он спускается в бассейн сомневаясь, не веря в действие; он делает первый шаг, думая совершить все просто и быстро; воды в бассейне уже нет, что делает сцену очень неловкой; в это время Доменико в Риме не может умереть как мученик и дико кричит от боли; Доменико не слушают – музыка не играет. «Наблюдай, наблюдай за ними,» – как первое правило кинорежиссуры – произносит Доменико! Кино должно показать настоящего человека.
Соотнести человека с миром (лекции) – растянуть душу до бесконечности – вот истинная цель кино как нравственного усилия! «Искусство реалистично тогда, когда оно стремится выразить нравственный идеал». Доменико охвачен огнем, но этот огонь зажигает свечу в руках Андрея. Сердце Андрея не выдерживает натяжения и разрывается – Андрей падает, но сохраняет пламя! «Если зритель получает хоть какую-то опору для надежды, то перед ним открывается возможность катарсиса, духовного очищения. того нравственного освобождения, пробудить которое призвано искусство» (Лекции по кинорежиссуре). Свеча Андрея горит за весь мир.

3

За весь мир! «Надо разрушить границы» – это значит достичь Целого, которое не распадается на части, которое нельзя получить сложением частей, но которое каким-то образом может существовать – как Родина, как Семья, как «Любовь без единого поцелуя»! «Искусство непереводимо» – оно может быть понято только из Целого. Человека можно понять лишь в объятиях и пламени свечи. «Обнимитесь миллионы» – пытается петь хор Бетховена. – Но музыка обрывается. Люди стоят на лестнице, каждый в «своем» пространстве. Глухое молчание. – В памяти звучат слова сына Доменико: «Папа, это и есть конец света?»
Нет! Потому что целое существует, потому что «одна капля плюс еще одна капля образуют одну большую каплю, не две», потому что один плюс один равно одному – и значит, мы можем понять друг друга! Значит, возможно разрушить границы: Италия и Россия сольются в последнем кадре! И нота за нотой, как капля за каплей, как сердце за сердцем будет звучать Ода «К Радости», открывая перед зрителем «возможность выхода на новую духовную высоту».

Согласие Бессилие Ностальгия Усилие Ода Радость — Кино может изменить Мир!


 

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак