Корабль тонет. Сепаратизм.

17 Сен
2010

Автор: Анатолий Каплан

Постмодернизм, пусть кончился он или даже не начинался – не приемлем для будущего. По всем законам современного жанра, Автор воскрес в новом сезоне, который был запущен в начале столетия – в адрес литературы обществом поставлены вопросы, не могущие удовлетвориться старыми ответами.
Потребительская природа, идолопоклонничество и узость внутреннего мирка современной литературы неприемлемы для выхода на новый уровень развития. Маленький, замкнутый в себе, уютный для существования героев микромир, отображаемый в литературе, кинематографе, искусстве в целом – умалчивает свою нереальность в контексте всеобщей глобализации. Достаточно соприкосновения двух противоречивых микромиров, чтобы сознание героев и наблюдателей начало испытывать дискомфорт, деструкцию. Создавая блаженный, насыщенный уютом и гармонией, сугубо индивидуалистичный мир, Автор обманывает наблюдателя, но прежде всего себя. Эта проблема возникает первично из самоидеализации Автора, которая так свойственна ему от природы. Результат подобного обмана – возведение себе памятников, уникализация своей самости, отторжение не воспринимаемого и не объяснимого в рамках своих идейных установок.
Проблема хорошо проиллюстрирована на распространении сказок в форме художественной фантастики и прилежащих жанров, которые отрывают сознание наблюдателей от бытия, вводя при этом Автора в заблуждение псевдотворца. /Данным замечанием ни коим образом не ущемляются честь и достоинство хороших фантастов, сказочников. Камень брошен в огород псевдописателей на подобие Перумова/ Вследствие указанного отрыва от бытия возникает «неприсутствие» наблюдателя и «несуществование» Автора за пределами выдуманной реальности. Путь фантастической литературы – ошибочный, она не оперирует материей, информационными потоками бытия наблюдателей, за продолжительное время роста популярности «новых сказок», слово не изменило сущности операций воздействия.
Российским обществом упущена даже попытка осознать себя в вечности, текущие старания отдельных общественных движений вернуть народу утраченное самосознание в традиционном понимании этого термина выливается в отторгаемый, фанатичный национализм. Существо современной литературы разорвано противоречиями: с одной стороны есть массовая литература одного дня – продаваемая и покупаемая; с другой – классическая литература и укоренившаяся со времён СССР графомания, щедро плодоносящая на классической почве. Между ними размещается литература «более настоящая». Этот срединный вид литературы претендует на качественного наблюдателя, при этом активно оперируя категориями современной сатиры, стёбом, бессмыслицей, заумью. В сущности, данная литература является синтетическим продуктом, полученным из смешения абсурдизма, модернизма и соцреализма. При всей ценности этой литературы, она не способна выводить человеческое сознание на новый уровень – она, так же как и две другие части современной литературы, удерживает наблюдателя внутри «круга потребления». Наиболее опасной составляющей этого круга является догма о «бессмысленности бытия». Такая догматика ведёт к негативным последствиям в социальной и политической сфере существования общества. Оправдывать нынешний уровень развития литературы тем, что искусство – прежде всего отражение реальности, ошибочно, поскольку литература кроме функции зеркала должна выполнять не менее важную функцию творца.
В обществе, где жизнь и искусство лишены вечностного, присутственного, бытийного смыслов начинаются болезненные поражения всех основополагающих институтов жизни. Эти поражения неизбежно уничтожают этнос, нацию, а в случае с Россией – народ. Ситуация России осложнена ещё и обширностью территории, многонациональным составом населения – соответственно очевидные средства возрождения местной литературы через национализм приведут к ещё большему упадку. Из очевидных средств в литературе остаётся допустим лишь умеренный литературный сепаратизм территорий. Проще говоря – литературная самобытность отдельных регионов.
Ясна необходимость использования такого средства преодоления литературного кризиса и застоя, как игра внутренними конфликтами Автора, лирического героя, пейзажа в рамках глобальных, территориальных, проблем. Вне мира человека нет, как нет и личности в толпе. Спорно и существование личности вообще, более справедливо употреблять слово «индивид». Соответственно, индивидуальных проблем, внутренних кризисов героя, Автора, пейзажа нет, пока не обозначена глобальная проблематика. Подчеркнуть указанную проблематику достаточно разомкнув концентрированность литературы на одном преподносимом, оперировать по возможности только находящимся в информационном и реальном полях существования.
Литература нового уровня не должна нести в себе свет или тьму, она должна их рассыпать подле себя, сеять в сердце и разум наблюдателя этой литературы. Несущая в себе литература – литература эго, Автора-идола. С учётом становления критического мышления наблюдателей, Автор-идол как инструмент культурного прогресса малоэффективен.
Неиспытанные чувства и «стадная скорбь», свойственные современному медиапространству должны исключаться из литературной атмосферы как ложь. Де факто безразличие к судьбам соотечественников, сограждан, солюдей поставило свой штамп на литературу и это надо принять как должное.
Литература старого уровня, в рамки которой зажаты наблюдатели и авторы, позволяла себе быть религиозной, обращаться к богу и находить через него покой и внутреннюю умиротворённость, на новом уровне это недопустимо. Теперь литература работает не с абстрактной иллюзией бога, она тщательно перерабатывает, сублимирует все следы, когда-либо оставленные высшей категорией творца на земле, раскрывая их значение.
Важно отметить, что социальная, политизированная поэзия и проза, которые являются более трезвыми и прозрачными в сравнении с духовно-философскими произведениями, должны стать неотъемлемой частью новой литературы, поскольку являются пульсом общества в целом.
Итоговая задача новой литературы – создание фундамента для взращивания высшей категории творца. Творца, оперирующего в своей деятельности не низшими формами искусства – литературой, живописью и т.д., а существующей реальностью.
На текущий момент соответствующий фундамент начал закладываться «современными художниками» – им удалось дематериализовать объект искусства и оперировать человеческой единицей, информационным полем вместо традиционных инструментов создания художественных произведений. В мире творцов высшей категории слово не нуждается в материальном носителе, единожды произнесённое оно само становится материей.


 

Один комментарий to “Корабль тонет. Сепаратизм.”
  1. head_of_jack:

    Очевидно, что автор сего труда невменяем. Потрудитесь объяснить, зачем воплощать весь этот бред в жизнь? Всё
    это похоже скорее на речи сумасшедшего в припадке, а не на литературный манифест.

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак