Атмосферный столп

17 Сен
2010

Автор: Иван Полторацкий

Что ожидает литературу в будущем?
Литературный фронт даже более непредсказуем, чем атмосферный.
Ощущаю себя синоптиком, любимую фразу которого : «день будет солнечный, без оса..» довершает неожиданно жизнерадостное извержение вулкана.
Но, дорогие помпеяне, почему бы и не предположить?
С абсолютной уверенностью можно сказать только одно: литература будет.
Язык переживает человека. Человек никогда не переживёт язык.
Всегда есть шанс, что какой-нибудь динозавр откопает нашу письменность.
Если и этот цивилизационный виток зайдёт в тупик, И, даже если после две тысячи двенадцатого нас останется двое, мы всё равно напишем об этом. И сохраним бортовой журнал.
После первого потопа ситуация не очень изменилась.
И после падения вавилонской башенки. И после 1917 и 1990го.
Да вообще: какие цифры ни возьми – мы всё пишем и пишем, никак не можем остановиться. Видимо, язык – сильнее цифр.
Но это не так интересно, как метаморфозы самого языка.
Как-то незаметно настало принципиально новое время.

by Сартари

художник: Катерина Татарникова

На дворе уже даже не нулевые, а десятые. Можно попробовать осторожно представить: что же произошло?
Информация. Информация.
Сегодня важнее владеть не объёмом знаний, а доступом к ним.
Маленький Google уничтожил Большую Советскую Энциклопедию.
Прошлый век произвёл глобальную деконструкцию.
Но энергия постмодернизма иссякла, осуществив свою основную задачу: подготовить сознание человека к совершенно новому восприятию мира.
Подобная перестройка не может длиться долго, и сейчас мы можем слышать только отзвуки не так давно свершившейся культурной и информационной революции.
Мы – первая поросль нового тысячелетия, и нам необходимо созидать. Дальнейшая деконструкция, вкупе с пессимизмом и отчаянием – просто губительна, ибо означает неспособность создать что-то новое, т.е. по большому счёту – гибель человека и человечества в целом.
У нас есть всё, чтобы двигаться дальше. Эксперименты с языком, с восприятием, синтез различных родов искусства – это первые ласточки на пути создания новых средств осмысления мира, а если брать максимально широко – нового языка.
Необходим поиск, мучительный поиск новых форм и средств.
Современную ситуацию можно метафорически уподобить человеку. Одному человеку, который очень много говорит о себе, о своём месте в мире и о своём будущем, но настолько много, что уже запутался  в собственных словах, его тошнит от каждой произносимой фразы, и не хватает сил остановиться и осмыслить, что же именно он наговорил, чтобы впоследствии перевести теорию в практику, а слово – в дело. За постоянным говорением человек забывает о насущных вопросах жизни, теряется и гибнет, и что самое страшное – немеет.
Надо остановиться и подумать; помолчать, чтобы преодолеть немоту.
И если более-менее ясно, как это сделать на уровне одной личности, то по отношению к человечеству вопрос пропорционально усложняется.
Постоянное говорение – движение информационных потоков – остановить нельзя.
Но можно научиться отличать поверхностное, от глубинного. То, что действительно является сущностью эпохи, а не наносным мусором. Этот процесс происходил всегда и сейчас он, хоть и преобразился, но по-прежнему идёт.
Только время покажет, как в действительности всё обстоит. Оно обладает удивительным свойством – поднимать со дна  будто бы затонувшие корабли и показывать, что вот они действительно плывут, а горделиво рассекающие волну «Титаники» на самом деле лежат под водой.
Расстановка точек над i прошлого века завершилась весьма знаменательно: хладнокровно затоптанные поэты и писатели, не имеющие никаких шансов на будущее, встали из-под земли и вынесли грядущим нам чёрную соль своего времени. И произошло это не благодаря чуду, а по историческому закону отделения зёрен от плевел – «мрази от ворованного воздуха».
Человек ходил-ходил, работал, выполнял заказы, но параллельно вёл запись в дневник. Человек умер, его социальная деятельность забыта, а пара фраз в дневнике осталась. И в них вся горечь и правда о себе самом.
И сегодня – надеяться не на что. Очень многое плавает на поверхности и не даёт дышать.
Поэтому мы пишем в стол. В тот же самый общий стол, по совместительству – кровать.
Только ящики у нас виртуальные. Вот и вся разница. Хорошая литература по-прежнему никому не нужна. Потому что она, как банальное вино, требует выдержки.
И никогда никуда не торопится.
А новый язык возникнет внезапно, когда накопится достаточное количество информации для рывка. Может он уже существует, только мы не замечаем этого.
Так что давайте писать, соответственно внутренней необходимости. Писать постоянно, не надеясь и не отчаиваясь, несмотря на любые сложности. Потому что не писать – значит остановить движение. А это, сами знаете, чем заканчивается…
И всё равно мы никогда не узнаем – действительно ли  его-то стоим, или просто барахтаемся в тине. Так честнее.
А язык сам решит каким ему быть. Или – не быть.
Но это – вне нашей компетенции.
Пишите в атмосферный столп.
И будь – что будет.
Ему виднее.
P.S. .И надо читать. Читать в любое время. Читать книги, которые можно держать в руках. Чтобы из рук – в руки, глазами – в глаза. Без них мы обречены на пустой и бессмысленный монолог с самими собой.

«Но чтобы стоять, я должен держаться.
Корней»

1.5


 

Один комментарий to “Атмосферный столп”
  1. ура-ура, я поняла позицию автора, и видно, что это – именно его позиция, результат самостоятельного анализа и собственного решения (довольно смелого, причём), а не сборка из чужих теорий. :)
    спасибо за этот текст ^^

Оставить комментарий

(обязательно)


(обязательно)




я не дурак